СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

Новое поколение сигнализаторов

1. Газосигнализатор МАГ-1  заметно отличается от существующих на отечественном рынке сигнализаторов. С одной стороны, он впитал в себя все лучшее, что было накоплено к настоящему времени в этой области приборостроения, с другой – принес в этот сегмент рынка ряд новаций, которые недоступны сегодня для других моделей газосигнализаторов.

1.1 Новация 1
Возможность  проверки  функционирования  газосигнализатора  доступными  для  потребителя  средствами.

Газосигнализатор – прибор измерительный и его надо периодически, не реже одного раза в три месяца, проверять на функционирование (периодичность выполнения этой процедуры устанавливается Изготовителем прибора ). Проблема здесь заключается в том, что для всех существующих сигнализаторов, в том числе и импортного производства, выполнить самостоятельно процедуру проверки сигнализатора на практике весьма затруднительно. Большинство производителей сигнализаторов предлагают для этой цели использовать поверочную газовую смесь (ПГС) промышленного производства. Однако стоимость баллона с такой поверочной смесью, а также набор необходимых приспособлений в несколько раз превышает стоимость сигнализатора. Можно воспользоваться услугами организаций, способных выполнять подобные процедуры, но и в этом случае дело это хлопотное и затратное.

Не секрет, что в такой ситуации основная масса сигнализаторов никогда не проверяется на функционирование. В лучшем случае на поднадзорных объектах сигнализаторы подвергаются один раз в год метрологическим испытаниям. Способность таких систем контроля загазованности обеспечить полноценный мониторинг окружающей среды по наличию в ней недопустимых концентраций горючих и токсичных газов весьма сомнительна.

Для сигнализаторов МАГ1 эта проблема может быть решена достаточно просто. Для проверки функционирования газосигнализатора ТАН-ИТ предлагает Потребителю сервисные наборы, с помощью которых он может самостоятельно изготовить газовую смесь и выполнить проверку функционирования сигнализатора на СН4 и СО.

Разработанные в ТАН-ИТ методики изготовления проверочных газовых смесей позволяют получать их с достаточно высокой точностью. Они дают возможность проверять сигнализаторы раздельно и по тревожному, и по аварийному порогам загазованности. Немаловажным является и то обстоятельство, что затраты на проверку функционирования газосигнализатора в этом случае невысоки. Стоимость сервисного набора №1 для проверки по СН4, либо №2 для проверки по СО составляет - 118 руб с НДС. С помощью одного сервисного набора можно выполнить несколько десятков проверок, и при этом не только проверить функционирование сигнализатора, но и оценить уровень соответствия его требованиям метрологии.

Следует отметить, что разработанные в ТАН-ИТ методики самостоятельного изготовления проверочных смесей и использования их для проверки функционирования газосигнализаторов в настоящее время могут быть использованы только в устройствах типа МАГ-1. Связано это с тем, что все существующие модели сигнализаторов требуют значительного объема ПГС. Однако изготовление значительных объемов проверочных смесей простыми и доступными средствами затруднительно.

Познакомиться с методиками самостоятельного изготовления проверочных смесей и использования их для проверки функционирования сигнализаторов на СН4 и СО можно c помощью видеоролика на сайте http://www.tan-it.ru.

На этом, однако, процесс совершенствования сигнализаторов по данному направлению не заканчивается. В настоящее время на предприятии ведутся работы по созданию «сервисной таблетки», которая заправляется ПГС промышленного производства. Использование такой «таблетки» в ещё большей степени упростит процедуру проверки функционирования сигнализатора. Однако, применение такой «таблетки» будет возможно только в сигнализаторах типа МАГ1.

1.2 Новация 2
Применение нового поколения отсечных предохранительных устройств классического типа.

(Отсечной предохранительный клапан классического типа – устройство в котором рабочее состояние поддерживается с помощью электроэнергии, подводимой от внешнего источника питания. Перевод клапана в нерабочее состояние выполняется отключением напряжения).

Очень часто сигнализаторы загазованности на СН4 и СО комплектуют отсечным клапаном (иногда это устройство называют предохранительным клапаном), с помощью которого в аварийной ситуации автоматически прерывается поток природного газа на входе оборудования. Последние годы в вопросе выбора отсечного устройства на отечественном рынке наметился явный перекос, в сторону снижения эффективности систем контроля загазованности. В конце прошлого столетия сигнализаторы стали комплектовать отсечным устройством, выполненным на основе клапана с импульсным управлением. Особенность этого клапана состоит в том, что в рабочем состоянии напряжение питания к нему не подводится. Для отключения клапана на его обмотку необходимо подать импульс напряжения от сигнализатора.

К достоинством клапанов с импульсным управлением следует отнести высокую функциональную надежность, низкую стоимость. Однако этому клапану присущи и недостатки, в том числе:

  • В случае обрыва линии связи между сигнализатором и клапаном перевести его в закрытое состояние возможно только в случае наличия в его составе ручного дублера. Однако основная масса клапанов с импульсным управлением таких устройств не имеет. Более того, даже при наличии ручного дублёра остаются проблемы использования таких клапанов на оборудовании без обслуживающего персонала.
  • На объектах, где газовое оборудование не может работать без напряжения промышленной сети, использование такого клапана вступает в противоречие с правилами безопасности в газовом хозяйстве.

Указанные недостатки в настоящее время частично устраняются, например:

  • Для того, чтобы можно было использовать импульсный клапан в оборудовании, где при отключении промышленной сети должно происходить отключение газа, используют специальную схему. Схема эта устанавливается в сигнализаторе, и в момент отключения напряжения сети она вырабатывает импульс выключения клапана.
  • Для оперативного выявления факта обрыва линии связи между клапаном и сигнализаторов некоторые производители вводят аппаратный контроль состояния этой линии. Указанные меры, однако, не решают в полной мере существующие проблемы, связанные с использования импульсных клапанов.

Справедливости ради следует признать, что широкое использование клапанов с импульсным управлением было обусловлено объективными причинами т.к. до последнего времени не существовало конструкции клапана классического типа, способного конкурировать по функциональной надежности и стоимости с импульсным клапаном. Создавая новое семейство отсечных устройств для систем контроля загазованности ТАН-ИТ не стал идти путем полумер, а решило указанные проблемы кардинально. Прежде всего, был создан новый клапан классического типа, который по функциональной надежности, стоимости не уступает лучшим образцам клапанов с импульсным управлением. Типоразмерный ряд клапанов этого типа сегодня охватывает проходные сечения от 10 до 100 мм. и нет препятствий к тому, чтобы расширить этот ряд.

Отличительные особенности нового клапана:

  • Мощность, потребляемая приводом клапана, не превышает 0,15 Вт. при напряжении питания 12 В. (Ближайшие отечественные и зарубежные аналоги отличаются по этому показателю в худшую сторону в десятки раз).

Интересно отметить, что этот параметр не зависит от проходного сечения клапана. Стремление минимизировать мощность, потребляемую клапаном не самоцель. Низкое напряжения питания и малая потребляемая мощность это основные факторы достижения высокой функциональной надежности клапана. С появлением клапанов нового типа впервые возникла ситуация, когда мощность, потребляемая клапаном классического типа многократно ниже мощности, потребляемой сигнализатором. Это позволило отказаться от применения внешнего источника питания для клапана и подавать на него питание от источника сигнализатора.

1.3 Новация 3
Применение нового поколения отсечных устройств с импульсным управлением.

На базе конструкции клапана классического типа был создан новый клапан с импульсным управлением. Его основное отличие состоит в том, что схема управления клапанов находится в самом клапане. Во всех существующих конструкциях схема управления клапаном находится за его пределами, например, в сигнализаторе загазованности. Такая новация привнесла в импульсный клапан нового типа ряд достоинств, недоступных для устройств подобного типа, как отечественного, так и импортного производства. 
В новом клапане:

  1. Ликвидирован основной недостаток устройств с импульсным управлением - потеря управляемости при обрыве линии связи. В новом клапане с импульсным управлением при неисправности канала связи между сигнализатором и клапаном мгновенно вырабатывается аварийное сообщение, а клапан автоматически переводится в закрытое состояние.
  2. Появилась возможность удалить его от сигнализатора загазованности на расстояние 100 м. и более. В существующих конструкциях подобного рода из-за падения напряжения на соединительных проводах всегда существует опасность не срабатывания клапана. Чтобы как-то снизить вероятность такого события производители систем контроля загазованности с импульсными клапанами предусматривают многократный запас по амплитуде импульса управления, многократно дублируют управляющий импульс. Однако и в этих случаях максимальное удаление клапана от сигнализатора не может превышать 5 метров.
  3. Обеспечивается полная унификация канала управления клапаном. К любому сигнализатору МАГ1 можно подключать как клапан классического типа, так и клапан с импульсным управлением. Во всех существующих системах контроля загазованности такая возможность отсутствует. Для каждого типа клапана используют свой тип газосигнализатора.
  4. Существенно снижена мощность управляющего импульса более чем в 10 раз по сравнению с лучшими аналогами. При этом снижение мощности управления повышает надежность управления отсечным устройством.

Все новые клапана обеспечивают высокую герметичность запорного органа, комплектуются датчиком положения запорного органа.

1.4 Новация 4
Новое в построении структур систем контроля загазованности.

Комплекты контроля загазованности (ККЗ) на базе сигнализаторов МАГ-1 в части структуры их построения заметно отличаются от существующих систем подобного рода. В основе построения ККЗ лежит использование 4-х проводной линия связи, к которой подключаются устройства, входящие в состав ККЗ. По этой линии к устройствам ККЗ подводится питающее напряжение 12 В. от централизованного источника, передаются команды управления на исполнительные устройства, в том числе с питанием от промышленной сети 220 В., передается информация о состоянии системы. По сути это комплекс с открытым концом, который легко может расширять свои функциональные возможности видоизменяться под конкретные условия для чего достаточно подсоединить к этой линии связи необходимое устройство.
Что это дает. 

  1. Питание всех устройств комплекта реализуется от единого источника питания. Это упрощает процесс монтажа, поскольку отпадает необходимость подвода к каждому сигнализатору напряжения промышленной сети, создаются реальные предпосылки для размещения сигнализатора во взрывоопасных зонах, использование сигнализаторов становится полностью электробезопасным.
  2. Появляется возможность формировать ККЗ с произвольной структурой, в том числе с произвольным числом сигнализаторов и сочетанием различных их типов.
  3. Появляется возможность упростить структуру технических средств ККЗ, в том числе минимизировать перечень устройств необходимых для построения систем контроля загазованности. В состав такого ККЗ входят только: линия связи и сигнализаторы загазованности на контролируемые газы. 

В качестве дополнительных устройств, в плане расширений функциональных возможностей в состав ККЗ могут входить:

  • выносной пульт сигнализации;
  • устройство согласования для случая, когда необходимо управлять исполнительными устройствами с питанием от промышленной сети.

ККЗ на базе МАГ-1 весьма интересны для применения на объектах с большим числом точек контроля загазованности, а также в случае использования ККЗ в составе котельных установок. Именно здесь, в первую очередь, можно решить любую практическую задачу с минимальными затратами на её реализацию.

1.5 Новация 5
Новые сервисные функции.

Важной особенностью ККЗ на базе МАГ-1 является наличие развитой системы диагностики, главная цель которой - достижение максимально высокого уровня безопасности при работе с газовым оборудованием.

В перечне функциональных задач по данному направлению следует указать:

  • Полуавтоматическую проверку функционирования отсечного устройства при каждом включении системы. В существующих системах контроля загазованности, в настоящее время, никто не практикует выполнение такой функции. В ходе этой проверки автоматически контролируется прохождение команд на включение - выключение отсечного устройства, проверяется работа датчика положения запорного органа. В простейших системах, в которых используется импульсный клапан, целесообразность выполнения такой проверки определяет сам Потребитель. Например, если Потребитель установит отсечной клапан в открытое состояние перед включением напряжения питания сигнализатора, то проверка функционирования отсечного устройства не выполняется. И наоборот, если клапан в момент включения сигнализатора остался в закрытом состоянии, то система попросит Пользователя выполнить необходимые действия для выполнения этой проверки. При этом система диагностики сама определит с каким типом клапана она имеет дело (с классическим или импульсным) и учтет это обстоятельство при выполнении проверки.
  • Другой задачей системы диагностики МАГ1 является - Автоматическая проверка функционирования всех устройств, входящих в состав системы контроля загазованности. Здесь невозможно после сборки и запуска её в работу отключить либо удалить из её состава какой-либо элемент. Подобные действия непременно вызовут включение сигнала аппаратной аварии.

1.6 Новация 6
Стабильность метрологических параметров.

Серьёзной      проблемой всех существующих сигнализаторов, как отечественного, так и импортного производства является низкая стабильность параметров настройки. Амплитуда выходного сигнала, по которой определяется концентрация контролируемого газа в окружающем воздухе постоянно и в широких пределах дрейфует. В результате газосигнализатор требует периодической перекалибровки. Проблема стабильности метрологических параметров усугубляется жесткими ограничениями по времени, в течение которого газосигнализатор должен определять концентрацию контролируемого газа в воздухе. Для повышения стабильности работы во всех сигнализаторах применяется схема температурной компенсации. Однако и её использование не решает проблему.

В сигнализаторах МАГ1 для классификации газовой среды используется не скалярная величина, как это делается во всех существующих сигнализаторах, а некий образ, сформированный на основе нескольких параметров. Получаемый образ не зависит от дрейфа выходного сигнала, от температуры и прочих дестабилизирующих факторов, а изменяется только под воздействием концентрации контролируемого газа в воздухе. Указанная новация позволяет утверждать - сигнализаторы МАГ1 (в своей ценовой группе и области применения) можно считать самыми стабильными по метрологическим параметрам.

2. Экономика систем контроля загазованности на основе сигнализаторов типа МАГ1.

Основная направленность новых систем контроля загазованности с сигнализатором МАГ1 – повышение уровня безопасности при работе с газовым оборудованием. Вместе с тем представляется важным уточнить аспекты экономической эффективности использования новых приборов.

В общем случае экономика использования систем контроля загазованности определяется несколькими факторами:

  • Первоначальной стоимостью.
  • Затратами на монтаж оборудования.
  • Затратами на контроль функционирования прибора в процессе его эксплуатации.
  • Затратами на метрологическую поверку прибора.

2.1. Первоначальная стоимость.
2.1.1 Сигнализаторы загазованности.

В теплоэнергетическом оборудовании, работающим на природном газе, используются преимущественно сигнализаторы на природный (СН4) и угарный (СО) газы. Розничные цены на эти приборы, в зависимости от производителя, могут отличаться в 2-а и более раз. Наиболее привлекательные цены дают основные участники этого сегмента рынка:

  • НПП «Газотрон» дочернее предприятие ОАО «АЛМАЗ», г Саратов
  • ОАО «Аналитприбор», г. Смоленск
  • ООО «Центр инновационных технологий», г. Саратов.

ООО НПП «ТАН-ИТ» - это новый участник рынка сигнализаторов. На наиболее массовые модели систем контроля загазованности (в случаях , когда используется один сигнализатор на СН4) цены на продукцию производства «ТАН-ИТ» находятся на уровне цен основных Участников этого рынка. Во всех иных случаях цена на продукцию «ТАН-ИТ» выгодно отличаются от цен других производителей, в частности:
а) Цены на сигнализаторы угарного газа (СО) производства «ТАН-ИТ» более чем на 50 % ниже цен других производителей (например, розничная цена газосигнализатора на СО производства «ТАН-ИТ» составляет 3245,0 с НДС, сигнализатор на СО производства «Газотрон» - 5450,0 с НДС, сигнализатор на СО производства «ЦИТ» - 5880 руб) Соответственно цены на все системы контроля загазованности, в состав которых входит сигнализатор на угарный газ, выпускаемые в «ТАН-ИТ», ниже цен основных Участников рынка в среднем на 2000 руб. 
б) Дополнительный выигрыш в стоимости продукции «ТАН-ИТ» Потребитель получает, когда в составе системы контроля загазованности используется несколько сигнализаторов на СН4 и СО. Достигается это (благодаря новым подходам в построении систем контроля загазованности (см. п1.4, новация 4).

Если в составе системы используется несколько сигнализаторов, да еще и на разные газы, при этом необходимо управлять исполнительными устройствами (например, отсечным клапаном) либо передавать информацию на выносной пульт сигнализации, то абсолютно все производители вынуждены использовать специальный прибор, который воспринимает информацию от сигнализаторов и далее формирует команды управления исполнительными устройствами, либо транслирует информацию для выносного пульта сигнализации. Например, в системах контроля загазованности производства «Газотрон» для этой цели используется блок «БК» (блок коммутации) стоимостью 1500 руб. В системах контроля загазованности производства «ЦИТ» для рассматриваемой цели необходимо использовать БСУ (блок сигнализации и управления) стоимостью 5074 руб. В системах контроля загазованности производства «ТАН-ИТ» все устройства подключены к 4-х проводной линии связи, с помощью которой, все элементы системы имеют возможность общаться между собой без применения, каких либо промежуточных устройств. Другими словами здесь любой газосигнализатор может напрямую (без использования каких – либо приборов типа БК, БСУ) управлять любым исполнительным устройством, передавать информацию на выносной диспетчерский пульт. Исключение составляют случаи, когда надо управлять исполнительным устройством с питанием от промышленной сети. В этой ситуации в составе системы используется ПС (панель согласования) стоимостью 590 руб. с помощью которой выполняется переход на питание от промышленной сети. Таким образом, если в состав системы контроля загазованности входят несколько сигнализаторов загазованности в том числе на разные газы, то в случае использования продукции ООО НПП «ТАН-ИТ» Потребитель имеет возможность снизить затраты на приобретение устройств системы контроля загазованности от 2000 до 7000 руб. и более.

2.1.2 Отсечные устройства.

Проблема выбора типа отсечного устройства рассматривалась в п.1, в разделах «новация 2» и «новация 3». В частности, было указано на существующие перекосы при подборе типа отсечного устройства, связанные с часто необоснованным применением клапанов с импульсным управлением. Отмечалась и причина, по которой появилась такая тенденция. Было сказано, что «ТАН-ИТ» своими разработками клапанов, как классического типа, так и импульсным управлением создал необходимые предпосылки для устранения указанных перекосов при комплектовании систем контроля загазованности.
С точки зрения экономики:

  • Новые клапана классического типа, обладая рядом достоинств недоступных для существующих конструкций, дешевле последних в зависимости от типоразмера (от 300 руб. для Ду15 до 5000 руб. для Ду100)
  • Новые клапана с импульсным управлением, обладая целым рядом достоинств, недоступных для существующих клапанов этого типа, находятся в одном ценовом диапазоне с другими подобными конструкциями.

В настоящее время новые клапана могут использоваться только в составе с сигнализаторами МАГ1. Ни отечественные, ни зарубежные производители газосигнализаторов оказались не готовыми к их использованию.

2.2. Затраты на монтаж оборудования в случае использования систем контроля загазованности на базе сигнализаторов МАГ1 могут быть снижены в размере 200 -250 руб. в расчете на каждый сигнализатор, используемый в системе.

Достигается это за счет того, что:

  • Питания всех элементов системы выполнено от одного источника напряжения. При этом отпадает необходимость установки силовой розетки ~220В для каждого сигнализатора.
  • Для объектов мощностью более 100 кВт отпадает необходимость прокладки дополнительного кабеля с напряжением ~220В для питания отсечного устройства и соответственно дополнительно экономить 200 – 250 руб. в расчете на систему контроля загазованности.

Связано это с тем, что сигнализаторы МАГ1 комплектуются отсечными клапанами нового типа, питание которых осуществляется от газосигнализатора.

2.3. Затраты на контроль функционирования газосигнализатора в процессе его эксплуатации.

В первой части статьи (новация 1) было указано на проблему контроля функционирования сигнализатора. Суть проблемы в том, что оценить работоспособность устройства контроля загазованности невозможно иначе как подав на него проверочную газовую смесь. Однако ни отечественные, ни зарубежные производители сигнализаторов загазованности не готовы предложить методики, способные снизить затраты на выполнение этой задачи. У Потребителя есть два варианта: либо самостоятельно приобретать газовые смеси, а также набор необходимых устройств общей стоимостью более 15000 руб, либо воспользоваться предложениями предприятий, работающих в области услуг по проверке газосигнализаторов. Одна такая проверка будет стоить от 700 руб.

В случае использования сигнализаторов типа МАГ1 и сервисных наборов к ним, предлагаемых изготовителем, стоимость необходимых материалов на одну проверку составит – 6 руб. Важно заметить, что в последнем случае Потребитель самостоятельно по предлагаемой методике, с помощью материалов и технологической оснастки, прилагаемых к сервисному набору, изготавливает проверочную смесь (либо на СН4, либо на СО) и имеет возможность проверить сигнализатор непосредственно на месте его использования.

2.4 Периодичность метрологической поверки прибора.

В настоящее время для всех газосигнализаторов периодичность метрологических испытаний не превышает 12 месяцев. Увеличить интервал проверки метрологических параметров в настоящее время не готовы, прежде всего, сами производители этой продукции по причине низкой стабильности чувствительных элементов (сенсоров). Проблема метрологической поверки создает серьезные проблемы для Потребителя, прежде всего, в случаях, если газосигнализатор эксплуатируется в населенных пунктах, где нет аккредитованной в этом вопросе организации.

Велика стоимость метрологической поверки. Сегодня она находится на уровне 1000 руб., что сопоставимо со стоимостью газосигнализатора. При этом совсем не факт, что газосигнализатор успешно пройдет метрологические испытания. По этой причине многие Потребители приобретают новый газосигнализатор вместо выполнения процедуры поверки старого прибора.

В п1 «Новация 6» отмечалось что «ТАН-ИТ», производитель МАГ1, благодаря применению инновационного подхода к контролю параметров газосигнализатора близок к решению задачи увеличения межповерочного интервала. По крайней мере «ТАН-ИТ» готов брать на себя обязательства по увеличению межповерочного интервала и соответственно гарантийного срока. В 2013 году ООО НПП «ТАН-ИТ» планирует начать процедуру аттестации газосигнализаторов, которая позволила бы предприятию узаконить увеличенный межповерочный интервал для МАГ1 на природный (СН4) и угарный (СО) газы.

Насколько успешна будет эта работа покажет время. Здесь не все зависит от производителя и качества продукции. А вот насколько стабильна во времени работа сигнализаторов МАГ-1 у Потребителя есть возможность проверить это самостоятельно. В завершении отмечу, что процесс совершенствования сигнализаторов МАГ1 будет продолжаться и мы с благодарностью примем любую информацию, отзывы о работе нашего оборудования.

Прочитано 7285 раз
superbotanik;счетчик импульсов Пышные дамы с бюстом 4 размера ждут вас на сайте http://prostitutkinovosibirska.info/category/грудь/4-размер/ чтобы вместе насладиться страстным сексом.
Вы используете старый браузер Internet Explorer 7, 8.
Что бы открыть сайт обновите браузер или используте другой, например
Google Chrome